Как долго оценщик будет грушей для битья?!
Профессия «оценщик» давно перестала быть высокоинтеллектуальной и за последнее время превратилась в ширму для различных коррупционных схем. Продажа гос.имущества, фабрик и заводов, да и просто потребительские кредиты проходят через оценку, где специалист-оценщик должен выступать независимым судьёй, делающем вывод о стоимости объектов.
А на деле? Заказная оценка, договорная стоимость, подложные документы и фотографии. А почему? Законодатели кричат с «высоких трибун»: «Давайте ужесточим ответственность оценщиков, введём уголовную ответственность. Создадим институт государственных оценщиков». Для чего? Зачем? Чего вы добьетесь, уважаемые господа? По мнению многих профессиональных оценщиков это не решит проблему, а только углубит кризис.
Давайте посмотрим, почему же сложилась такая ситуация? За последние десять лет резко упал уровень образования оценщиков. Если у истоков профессии стояли люди с огромным опытом работы в строительном, финансовой сфере, то сейчас это в большей степени малообразованные люди, конечно же с высшим образованием, но получившие его не в профильном направлении (в основном экономисты), затем прошедшие курсы переподготовки. По данным диаграммы №1 видно, что наибольшее количество оценщиков – механики, это объясняется тем, что они заняты в автотехнической оценке и экспертизе, но что здесь делают экономисты, учителя, юристы?
Диаграмма №1 – специальность оценщиков РОО Брянской области согласно диплома о высшем образовании (по данным открытых источников РОО).
Но почему же они не смогли устроиться по направлению? Не способны? Естественно такие «специалисты», в основной массе, не заботятся об этической стороне, для них главное прибыль любым путём. То за что профессионал не возьмётся, другие сделают за «определенную плату». По профильному направлению (строители и ЭУН, всего двенадцать человек). В последний пункт «Прочие» вошли по одной две специальности: ихтиолог, химик, физик, ГМУ, психолог, агроном, социолог. В таких случаях надо не повышать наказание, а увеличивать требования к качеству образования и дипломы давать не за деньги, действительно учить, объяснять, давать примеры.
Другая важнейшая проблема – экспертиза (рецензирование отчёта). В настоящее время этот вид деятельности в нашей стране только зарождается и обрастает законами, но всё еще требует дополнительных методик, точность в законах. Сегодня эксперты – это оценщики, сдавшие ЕКЭ (единый квалификационный экзамен) и отобранные в экспертный совет СРО. По этому поводу очень удачно выразился автор одной из книг об экспертизе «…сдавать ЕКЭ это как заставить академиков РАН сдать ЕГЭ для подтверждения своих знаний…» В экспертном совете РОО от Брянского филиала состоят три человека: экономист (опыт работы в оценке 5 лет), учитель (опыт работы в оценке 12 лет) и механик (опыт работы в оценке 8 лет). Эти люди являются лучшему и наиболее грамотными оценщиками в регионе? Оставим этот вопрос без ответа!
Есть же опыт проведения экспертиз в других странах и многие скажут, что очень не плохой опыт. На сегодня же получилось то, что любой отчёт оценщика может получить отрицательное экспертное заключение просто из-за субъективного мнения эксперта или из-за не существенных ошибок (хотя этого не должно быть согласно ФСО). Сложилась ситуация, когда оценщик абсолютно беспомощен в споре с экспертом, не хватает законодательных механизмов, чёткой базы, в результате неразбериха и произвол.
Третья острая проблема – демпинг. На рынке оценочных услуг скопился переизбыток оценщиков, в результате за последние пять лет стоимость услуг оценщика снизилась на 50 – 90%. Конечно, скажите вы, это хорошо, конкуренция, но на деле: чтобы соответствовать цене снижается качество отчётов, а проверяются они поверхностно. Получается, что высококлассные специалисты либо начинают делать низкокачественные отчёты, либо просто уходят с рынка, т.к. происходит как в известной рекламе: А зачем платить больше, если результат одинаков?» - отчёт принимается и от квалифицированных оценщиков, выполненный в соответствии с ФЗ и ФСО, и от всех остальных специалистов. Таким образом, возвращаемся к проблеме №1 – оттоку высокообразованных специалистов, готовых делать хорошие отчёты и нести за них ответственность.
Так почему не обсуждаются и не принимаются радикальные меры? Хотя бы:
- введение фиксированной минимальной оплаты услуг оценщиков;
- повышение требований к образованию оценщиков и экспертам;
- разработка точной и открытой методики экспертизы;
- исключение из СРО без права заниматься оценочной деятельностью за грубые нарушения законодательства;
- введение квот на количество оценщиков в регионах от количества населения.
Почему? Наверное, есть только один ответ «Потому!»