Первые итоги реформы имущественных налогов. Кто выиграл – государство, бизнес, гражданин
Россия активно переходит на новую систему имущественных налогов, в основе которых лежит кадастровая оценка недвижимости. 2018 год оказался очень важным для ее становления. Был принят ряд важных законов, происходило формирование новых структур, призванных осуществлять практическую деятельность и, что очень важно, продолжались дискуссии о том, как дальше должна развиваться вся эта сфера. Это не означает, что новый налоговый порядок пришел к своему завершению. Сделать предстоит еще очень много, но в любом случае обратной дороги нет, и нам всем в независимости от желания придется привыкать к этой обновленной форме налогообложения имущества.
Несправедливостей должно стать меньше
Возможность проведения кадастровой оценки появилась только в 2018 году. Этому предшествовала большая подготовительная работа. А началась она с того, что возникла необходимость устанавливать справедливые налоги на имущество граждан и бизнеса.
Как признает первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов, причина, почему пришлось разрабатывать новую систему имущественных налогов, была связана с необходимостью исправления перекосов и несправедливостей прежней. На одной лестничной площадке могли находиться две квартиры, с одной налог взимался по инвентаризационной, а с другой – по кадастровой стоимости. Эти две суммы сильно различались. Возникла большая потребность к переходу на единые принципы налогообложения на основе кадастровой оценки недвижимости.
Важным событием этого процесса стало принятие 3 августа 2018 года 334-ФЗ. Он касается налогообложения имущества физических лиц. Для граждан он ввел целую серию льгот и вычетов. Для земельных участков предусмотрено освобождение от уплаты налога в размере шести соток. В 2018 году 13 млн налогоплательщиков, включая пенсионеров независимо от вида пенсии, получили уведомления об уплате налогов с учетом этой нормы.
Смысл второй новеллы в том, что увеличение налога на имущество по сравнению с суммой предыдущего года не может превышать 10% в том случае, если в регионе в течение предыдущих 3 лет используют в качестве налогооблагаемой базы кадастровую стоимость. В прошлом году это правило было применено в 28 регионах. В 2019 году она будет использована уже в 49 субъектах Федерации.
Кадастровая оценка шагает по стране
Новый метод исчисления имущественных налогов оказался весьма прибыльным для государства. В 2018 году в местные и региональные бюджеты было собрано 1,4 трлн рублей, что на 11% больше, чем в 2017 году. Самый большой прирост показали два сбора: на имущество организаций – плюс 15%, и на имущество физических лиц. С первых собрали 985 млрд рублей, что больше 2017 года на 15%, со вторых – 62 млрд рублей, прирост 17%.
Кадастровая стоимость охватывает все больше регионов. В 2015 году ее использовали только 15 из них, в 2016 году их число возросло на 21 и в 2017 еще 14. Таким образом, в 2018 году налоги на имущество физлиц по этому методу были рассчитаны на 63 территориях.
На самом деле это весьма важно, так как от этого зависит коэффициент, который применяется при расчете кадастровой стоимости. В первый год это 0,2, во второй – 0,4, в третьей – 0,6.
334-ФЗ вводит некоторые новые правила взимания имущественного налога. Одно из них заключается том, что если гражданин – добросовестный налогоплательщик, то перерасчет налога в большую сторону производиться не будет. Это норма вступила в силу с 1 января 2019 года.
Еще одно новшество связано с оспариванием кадастровой оценки. При прежней практике, если заявитель добился ее пересмотра, то новый размер налога взимался с 1 января того года, когда была подана соответствующая претензия. Согласно новому правилу, появляется ретро применение этой нормы, когда пересмотр налоговой нагрузки осуществляется за весь период действия оспариваемой суммы.
Федеральный закон также распространил льготы для пенсионеров и на лиц предпенсионного возраста. То есть для женщин, начиная с 55 лет, и для мужчин с 60 лет.
Налоговая гильотина
Однако далеко не все благостно с применением нового законодательства. На вопиющий случай обратила внимание Заместитель председателя Рабочей группы при ГД РФ по имущественным налогам, кадастровой оценке и оценочной деятельности Ирина Радченко. В декабре правительство Москвы совершенно неожиданно для всех подняло имущественный налог для бизнеса с 1,5% до 2% с 1 января 2019 года.
Формально столичные власти действовали в рамках закона, который предусматривает такое повышение. Но, как считает Ирина Радченко, это был сильный удар по малому бизнесу города. Для многих компаний такой рост оказался неподъемным. В целом же такие меры приводят к ухудшению инвестиционного климата, к исходу компаний из столицы.
Столкнувшись с массовым недовольством, мэрия повысила налог только на 0,1%. Однако сама попытка такого налогового произвола говорит о том, что власть далеко не всегда думает об интересах бизнеса и своих граждан, а больше печется о своем благополучии.
Налоги должны приносить пользу всем
Как считает Юрий Лавряков, заместитель министра имущественных отношений Московской области, чтобы налоги были бы справедливыми, они должны носить сбалансированный характер и подчиняться определенным базовым принципам. Главный из них – их должны платить все.
Чтобы налоги были бы справедливыми, нужно постоянно проводить анализ ставок. Эта работа должны быть системной. Особенно это важно для бизнеса, для которого правильное налогообложение очень часто является залогом успеха. Ведь предпринимательство зависит от многих факторов. Такой пример: компания получает в собственность для строительства большой земельный участок, включающий зону рекреации. В ней по определению не может быть плотной застройки. Следовательно, и прибыль не может быть значительной. Кадастровая оценка должна учитывать это обстоятельство, иначе застройщик вполне может разориться.
Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не гасить предпринимательскую инициативу, считает подмосковный чиновник.
Доверяй, но проверяй
Андрей Берестянский, заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России, признает, что действующее законодательство в сфере имущественных налогов нуждается в донастройке. В первую очередь, это связано с анализом правоприменения действующих законов, возникших у разных ведомств новаций и предложений. Существует потребность в гармонизации различных норм. Закон также должен устанавливать правила работы ГБУ для того, чтобы результаты деятельности бюджетных учреждений были бы более качественные.
Речь идет о надзорных функциях над ГБУ. Их формат обсуждается. Пока подготовленный Минэкономразвитием проект закона в правительство не внесен. В этом варианте форматы надзора описаны, но, по словам чиновника, они не окончательные.
Однако, как считает Алексей Каминский, Председатель Комиссии Общественного совета при Росреестре, в независимости от того, какие меры разработает государства для контроля над теми, кто будет осуществлять кадастровую оценку, граждане должны знать свои права и грамотно уметь ими пользоваться.
Марк Горский